Национальные фавориты!

Обновлено 07.02.2005
    Тема национальных фаворитов тесно связана и перекликается с моей статьей "Особенности национальных прокатов". Но, в отличие от материала указанной статьи, здесь я хочу проанализировать иностранный прокат про-диснеевских и других анимационных картин на более предметной основе. В частности коснуться распределения кассовых успехов разных фильмов по странам мира. Для этого я составил большую таблицу со списками разных мультфильмов и несколько таблиц вспомогательных. В главной таблице для каждой анимационной картины я привожу шестерку стран мира, в которых соответствующему мультфильму сопутствовал наибольший кассовый успех (не путать со зрительской активностью!). Страны распределены в порядке убывания кассовых сборов. В таблице указаны только фильмы, для которых у меня есть полные фактические сведенья. По мере появления новых данных, я буду обновлять таблицу, добавлять новые картины. Итак, таблица и мои комментарии...


Страны с наибольшей долей кассовых сборов в иностранном прокате
Покахонтас Анастасия Геркулес Мулан Принц Египта
Франция
Германия
Англия
Италия
Испания
Аргентина
Франция
Англия
Испания
Италия
Германия
Австралия
Франция
Англия
Германия
Италия
Испания
Мексика
Франция
Германия
Англия
Испания
Италия
Мексика
Франция
Италия
Англия
Испания
Германия
Австралия
Страны с наибольшей долей кассовых сборов в иностранном прокате
Тарзан Похождения императора Дорога на Эльдорадо Атлантида Спирит: Душа прерий
Франция
Англия
Германия
Япония
Испания
Италия
Англия
Германия
Франция
Мексика
Италия
Австралия
Франция
Мексика
Германия
Испания
Австралия
Англия
Франция
Мексика
Англия
Германия
Испания
Италия
Германия
Франция
Мексика
Англия
Австралия
Испания
Страны с наибольшей долей кассовых сборов в иностранном прокате
Лило и Стич Планета сокровищ Синбад: Легенда семи морей Братец Медведь Не бей копытом
Япония
Англия
Мексика
Германия
Австралия
Франция
Франция
Англия
Япония
Германия
Испания
Италия
Франция
Испания
Англия
Мексика
Германия
Австралия
Франция
Германия
Япония
Мексика
Англия
Испания
Франция
Мексика
Испания
Италия
Германия
Англия
Страны с наибольшей долей кассовых сборов в иностранном прокате
Приключения Флика Динозавр История игрушек 2 Корпорация монстров Ледниковый период
Англия
Германия
Франция
Испания
Австралия
Япония
Япония
Франция
Англия
Мексика
Германия
Испания
Англия
Япония
Франция
Германия
Австралия
Испания
Япония
Англия
Мексика
Франция
Германия
Испания
Германия
Англия
Мексика
Япония
Франция
Австралия
Страны с наибольшей долей кассовых сборов в иностранном прокате
В поисках Немо Шрек 2 Суперсемейка Подводная братва Полярный экспресс
Япония
Англия
Франция
Германия
Испания
Италия
Англия
Франция
Австралия
Испания
Германия
Мексика
Англия
Япония
Франция
Испания
Германия
Австралия
Англия
Франция
Австралия
Германия
Испания
Мексика
Англия
Франция
Япония
Германия
Мексика
Испания
Прим. В таблице приведены российские официальные варианты названий мультфильмов. По мультфильмам "Горбун из Нотр дама", "История игрушек" и "Шрек" у меня нет полных данных.

    В целом элементы таблицы говорят сами за себя, а потому мне остается сделать лишь несколько комментариев по поводу особенностей иностранного проката конкретных мультфильмов из таблицы.
    Из мультфильмов, представленных в двух первых строках таблицы, лишь "Дорога на Эльдорадо" понастоящему провалилась, как в США, так и в мире. Остальные же так или иначе, но добились относительного успеха в Америке. А их мировой прокат даже стал значительно успешнее американского. И наибольшую лепту в их успех внесла Европа. Особенно хочется отметить долю Франции, которая превысила 20% иностранных сборов для таких разных фильмов, как "Король-Лев", "Атлантида", "Принц Египта" и другие. Во многом благодаря Франции, "Горбун из Нотр Дама" и "Тарзан" добились колоссального успеха в мире.
Доля иностранного проката в кассовых сборах традиционных мультфильмов (округленно)
1991 Красавица и Чудовище 60%
1992 Аладдин 55%
1994 Король-Лев 60%
1995 Покахонтас 60%
1996 Горбун из Нотр Дама 70%
1997 Геркулес 60%
1998 Мулан 60%
1999 Тарзан 60%
2000 Фантазия 2000 35%
2000 Похождения императора 50%
2001 Атлантида 55%
2002 Лило и Стич 45%
2002 Планета сокровищ 65%
2003 Братец Медведь 65%
2004 Не бей копытом 50%
Доля иностранного проката в кассовых сборах компьютерных лент (округленно)
1995 История игрушек 45%
1998 Муравей Антц 45%
1998 Приключения Флика 55%
1999 История игрушек 2 50%
2000 Динозавр 60%
2001 Шрек 45%
2001 Корпорация монстров 50%
2002 Ледниковый период 55%
2003 В поисках Нимо 60%
2004 Шрек 2 50%
2004 Подводная братва 60%
2004 Суперсемейка 60%
2004 Полярный экспресс 55%
Доля иностранного проката в кассовых сборах недиснеевских мультфильмов
1997 Анастасия 60%
1998 В поисках Камелота 40%
1998 Принц Египта 55%
1999 Стальной гигант 50%
2000 Дорога на Эльдорадо 35%
2000 Титан: После гибели Земли 40%
2001 Осмосис Джонс 5%
2002 Спирит: Душа прерий 40%
2003 Синбад: Легенда семи морей 65%

    Однако, "Похождения императора", "Спирит", а также "Лило и Стич" не были поняты французами. Не приняли их и жители солнечной Испании, обычно тоже верные поклонники традиционных мультфильмов. Из-за этого иностранные кассовые достижения этих лент уступили американским. Что касается "Лило и Стич", то, если бы не выдающиеся достижения в Японии, мировой прокат этого замечательного мультфильма в целом можно было бы считать неудачным. Больше всего не повезло "Спириту", ни в одной стране мира у него не было сколь-нибудь заметных достижений, а в той же Японии прокат вообще обернулся катастрофой.
    Между прочим, прокат "Лило и Стич" в Стране восходящего солнца следует отметить особо. У этого мультфильма оказалось очень много обаятельных, с точки зрения японцев, черт. Это и неповторимая атмосфера Океании, и специфический дизайн персонажей, и в меру трогательный сюжет, и фантастическая тематика. В результате "Лило и Стич" в Японии стал самым успешным диснеевским рисованным мультфильмом. Хотя, конечно, его успех не мог сравниться с достижениями компьютерных лент в этой стране.
    Но и среди цифровых картин японцы проявляют разборчивость. Это видно из четвёртой и пятой строки таблицы. Больше всего им приглянулись мультфильмы "В поисках Немо", "Корпорация монстров" и "Динозавр". Интересно, что прокат "Монстров" в Японии вообще можно считать одним из самых мощных в истории американской анимации в случае отдельно взятой страны. В этой стране "Монстры" заполучили 28% своих иностранных сборов.
    Устойчивый интерес к компьютерной анимации проявляют также Англия, Мексика и отчасти Австралия. В этих странах каждый последующий мультфильм студии Pixar стартовал значительно успешнее предыдущего. А вот французский зритель принимает трехмерные картины куда спокойнее, можно сказать, без священного трепета. В свое время кассовые сборы "Покахонтас" и "Мулан" во Франции в два раза превысили показатели "Истории игрушек" и "Приключений флика" соответственно! Лишь "В поисках Немо" по-настоящему тронул сердца французов, став самым кассовым мультфильмом после "Короля-Льва".
    И эта тенденция удивительных прецедентов долгое время сохранялась! Так, подтверждая свою привязанность к романтической традиционной анимации, французы благодарно приняли относительно успешный в Америке "Братец Медведь" и провалившуюся "Планету сокровищ". Фильм Джона Маскера и Рона Клементса во Франции даже сумел превзойти по сборам компьютерный хит "Ледниковый период"! Да и "Синбад" стабильнее всего прокатывался именно в этой стране. К слову, о "Синбаде". Эта последняя рисованная работа компании DreamWorks стала одним из немногих недиснеевских традиционных мультфильмом, мировой прокат которых оказался существенно успешнее отечественного.
    Конечно, большая доля иностранного проката в общем пироге кассовых сборов не подразумевает автоматически большие абсолютные цифры, особенно, если в Америке мультфильм постигла неудача. Однако, по этой относительной доле можно судить о различиях в приеме одного и того же мультфильма американской и мировой аудиториями, а также о могуществе международных дистрибьюторов. Так диснеевская Buena Vista International бесспорно лидер в раскрутке американской анимации. В целом, прокаты "Планеты сокровищ", "Атлантиды" и "Братца Медведя" подтверждают, что, если хороший мультфильм плохо принимается на Родине, это еще не ставит крест на достойном мировом прокате.
    Подробнее темы иностранного проката американских мультфильмов я буду касаться в разделе новостей, когда буду обсуждать те или иные успехи разных картин. Кроме того, на сайте представлен материал о новейшей истории кинопроката мультфильмов в России "Пойдем на мультик!"

В меню