О масштабе производств диснеевских картин

    В продолжении темы, открытой материалом Численность команд аниматоров, имеет смысл рассмотреть общую численность художников, занятых на производстве того или иного мультфильма. Ниже я приведу красочный график и таблицу с данными по различным картинам, но прежде нужно сделать несколько замечаний.
    Как известно, до начала производства будущие фильмы проходят стадию разработки. Придумываются и уточняются сюжетные последовательности, идет отладка стиля и визуального ряда, оттачивается дизайн персонажей и определяются актеры для озвучки. Все эти задачи решаются относительно небольшой сплоченной командой художников, которые порой по несколько лет ведут творческие поиски. На студии Disney одновременно разрабатывалось множество идей и концепций, но далеко не все из них обернулись готовым продуктом. Подчас производство так и не начиналось, а проекты "замораживались". Именно поэтому в этом материале я не учитываю режиссеров, сценаристов и концептуальных художников, участников пре-производства, тем более, что их число почти не принципиально. Лучше оценить число "рабочих лошадок", рядовых участников съемочного процесса.
    Собственно производством диснеевских мультфильмов занимаются многие сотни людей. Кроме художников, это многочисленные менеджеры, работники технической поддержки, обслуживающий персонал, служащие архивов, программисты, звукооператоры, администраторы и многие многие другие. Но и их я предпочитаю не учитывать, так как о масштабе производства все же лучше судить по представителям творческих специальностей.
    Для анализа я выбрал самые распространенные профессии. Это аниматоры персонажей и эффектов, их ассистенты и художники-фазовщики (люди, занимающиеся промежуточными фазами движений), художники-планировщики, специалисты по фоновым декорациям, а также заливщики. Эти специальности систематизируются лучше других, а их представители как раз и являются теми "рабочими лошадками", на которых основано производство.

Для просмотра объекта необходимо установить плагин ShockwaveFlash


    Нелишне заметить, что при подготовке данных я старался не учитывать аниматоров компьютерной графики (например, 8 аниматоров Гидры в "Геркулесе"). Но полностью разграничить традиционные (пусть даже цифровые) и компьютерные технологии практически невозможно уже для мультфильмов конца 90-х годов. Компьютерная графика используется не только в анимации персонажей, но и в планировке (layout), и в трехмерных декорациях (background), и в анимационных эффектах (вода, туман, снег, огонь, волшебство).
    И все-таки график показательный. Уже беглый его анализ позволяет лучше понять и подтвердить многие известные факты о мультфильмах. Так огромная по численности команда диснеевского "Тарзана" во многом объясняет его рекордный бюджет. Также совершенно логично, что у скромного во всех отношениях мультфильма "Лило и Стич", самая малочисленная команда художников.
    Если же приглядеться по-внимательней, можно заметить другие немаловажные моменты. Например, нельзя не обратить внимание на то, что число заливщиков после "Русалочки" упало в несколько раз! Это объясняется внедрением цифровых технологий заливки. В "Русалочке" каждый производственный сел раскрашивался вручную специальными красками. Во время работы над последующими мультфильмами заливка осуществлялась уже в памяти компьютера, что было куда более эффективным.
    А теперь данные в цифрах. Я не претендую на абсолютную точность, и ошибки не исключены. Однако, оценка в любом случае показательна, так как при подсчете представителей той или иной анимационной специальности я использовал единый подход ко всем мультфильмам. Единым являлся и источник информации, им стали финальные титры картин.


Name: Anim: Anim.ass.: Effects: Layout: Back: Inb.: Paint: Total:
Русалочка 36 60 24 15 15 36 83 269
Спасатели в Австралии 36 71 24 19 12 43 27 232
Красавица и Чудовище 41 82 19 21 20 57 17 257
Аладдин 49 70 20 18 20 65 24 266
Король-Лев 49 74 30 28 22 78 26 307
Покахонтас 64 88 45 26 26 127 36 412
Name: Anim: Anim.ass.: Effects: Layout: Back: Inb.: Paint: Total:
Горбун из Нотр Дама 75 106 68 36 40 143 34 502
Геркулес 78 120 65 34 36 141 40 514
Мулан 52 121 40 33 27 139 36 448
Тарзан 90 233 74 57 57 81 33 625
Фантазия 2000 51 116 45 36 17 65 25 355
Похождения императора 44 84 24 40 16 74 25 307
Name: Anim: Anim.ass.: Effects: Layout: Back: Inb.: Paint: Total:
Атлантида 37 109 52 23 27 56 31 335
Лило и Стич 35 45 18 17 14 54 47 230
Планета сокровищ 47 77 36 32 19 55 37 304
Братец Медведь 48 77 25 16 17 54 39 276
Не бей копытом 50 73 33 33 22 49 25 285
Для сравнения соответствующие команды "Белоснежки":
Белоснежка 32 102 65 20 25 107 158 509

    В завершении расшифровка колонок таблицы и несколько примечаний. Anim - аниматоры, Anim.ass. - ассистенты аниматоров, Effects - аниматоры эффектов и их ассистенты, Layout - художники планировки, Back - декораторы, Inb. - фазовщики, Paint - заливщики. В таблице учтены как основные группы, так и дополнительные группы художников. Например, 233 ассистента аниматоров "Тарзана" состоят из 87 художников основной команды и 146 дополнительных специалистов (большая часть первых - из Бербанка, остальные - из Парижа и Орландо).

В меню