Храбрая сердцем

Алексей КОБЕЛЕВ, 15.06.2012. Версия для печати здесь

Как известно, среди главных добродетелей студии Pixar особо выделяется стремление не повторяться. Мастерская славится разнообразием тем своих мультфильмов и приверженностью оригинальным сюжетам. До сих пор сиквелы в продукции Pixar остаются скорее исключением из правил, а экранизации ограничены прецедентом «Приключений Флика», который с большой натяжкой можно считать развитием идей Эзопа. И, несмотря на то, что творческий совет и режиссёрский резерв студии представляют собой закрытый клуб, студия не единожды прибегала к обновлению крови, привлекая со стороны лучшие таланты анимационной индустрии Голливуда. Всё ради того, чтобы не зациклиться и не закостенеть.

В последние годы самые строгие из анимационных критиков не могли не отметить нарочитую склонность к манипуляциям эмоциями зрителя и одновременно нехватку женского начала в продукции студии, проблемы, достигшие апогея в мультфильме «Вверх» (что, впрочем, не помешало ему добиться массы наград и грандиозного коммерческого успеха). И то, и другое принято объяснять личными пристрастиями Джона Лассетера и мальчишеской сущностью его окружения. К счастью, сугубо мужская компания мозгового треста Pixar еще в первой половине нулевых годов была разбавлена Брендой Чэпмен, которую в пиксаровский круг доверия ввел ведущий сценарист студии Джо Ранфт. Ответственная за финализацию сценария «Короля Льва», превратившая его из проблемы в сокровище, Бренда, кроме этого, прославилась тем, что стала в Голливуде первой представительницей прекрасного пола, добившейся права занимать режиссерское кресло (на производстве «Принца Египта» студии DreamWorks Animation). На студии Pixar она вполне могла рассчитывать на запуск собственного проекта, что в итоге и случилось.

Проекту, получившему поначалу название «Медведь и Лучник», госпожа Чэпмен отдала около пяти лет жизни. Но, несмотря на то, что история сложного конфликта юной непокорной принцессы и ее заботливой, но требующей неукоснительного повиновения матери тронула Бренду до глубины души, в 2010 году ей пришлось оставить проект из-за творческих разногласий с руководством студии Pixar. К чести студии, в титрах мультфильма Бренда Чэпмен все-таки получила позицию режиссера, однако основную часть производства у руля стоял один из самых талантливых сценаристов Pixar Марк Эндрюс. В конечном счете, картина сменила и название  — на «Храбрую» (в российском прокате на «Храбрую сердцем»).

Накануне релиза, могу с уверенностью сказать то, в чем, учитывая репутацию студии, пожалуй, никто и не сомневался. Очередной, 13-й пиксаровский мультфильм удался. И, как обычно, он не похож на то, что студия создавала до сих пор. Мало того, что впервые для Pixar главным героем стала девушка, да еще и принцесса (!), против традиций студии «Храбрая сердцем» очень мрачная и жесткая анимационная лента. Это один из немногих пиксаровских мультфильмов (среди таких «Суперсемейка» и «Вверх»), получивших прокатный рейтинг PG, и, замечу, вполне заслуженно. По-моему, «Храбрая сердцем» самый страшный из них, особенно для детей. Конечно, жуткие или откровенно агрессивные сцены можно найти и в других пиксаровских мультфильмах, достаточно вспомнить пролог мультфильма «В поисках Немо», но атаки медведей в «Храброй», пожалуй, способны их затмить. Студия Disney, затронувшая в «Братце Медвежонке» схожие струны, на такое так и не решилась. Впрочем, в диснеевском мультфильме речь шла не храбрости, а о любви. С другой стороны, комедийная составляющая «Храброй» не лишена рискованных сцен с демонстрацией мужских ягодиц, что, пожалуй, нетипично не только для пиксаровских мультфильмов, но и для современной голливудской анимации вообще. Очевидно, это также было учтено комиссией по рейтингам.

Безусловно, в ближайшее время стоит ожидать выводов критиков и зрителей о том, что, кажется, студии Disney и Pixar осуществили обмен амплуа. Pixar в лице «Храброй» создала эпический мультфильм о своенравной принцессе, а Disney своим «Ральфом» окунулась во Вселенную компьютерных игр точно также, как ранее студия Pixar погружалась в миры игрушек, насекомых и автомобилей. Но едва ли такой расклад был запланирован, просто анимационная студия Disney, как говорят, наконец-то, вышла из творческого и бюрократического кризиса, а студия Pixar рано или поздно должна была легализовать в своей продукции темы волшебства и псевдоисторических легенд. Важно также подчеркнуть, что производственный путь «Храброй» оказался необычно продолжительным. Так традиционные исследовательские поездки команды проекта, на этот раз в Шотландию состоялись летом 2005 и в октябре 2006 года, то есть за много лет (!) до выхода мультфильма на киноэкраны! Притом, что обычно этот срок измеряется тремя-четырьмя годами.

Отрадно видеть, что первый эпический проект Pixar не избежал традиционного для этой студии самого серьезного подхода к делу. Мало того, что создатели мультфильма с головой окунулись в природу Шотландии, изучали историю, архитектуру, традиции, спортивные состязания этой страны. Они также постаралась привлечь к работе над картиной как можно больше людей, близких к шотландской культуре. Так задачу создания музыки для мультфильма возложили на уроженца Шотландии Патрика Дойла, когда-то занимавшегося нелишенной этнических мотивов музыкой для мультфильма «Волшебный меч. В поисках Камелота». Патрик подчеркнул историческую эпоху «Храброй», взяв на вооружение такие инструменты, как волынка, кельтская арфа, флейта и бойран (вид бубна), получил крайне необычную для Pixar звуковую дорожку. В «Храброй» звучит также две песни Алекса Менделя (Alex Mandel), которые в оригинальной версии, как говорят, просто фантастически исполняет гэльская певица Джули Фоулис (Julie Fowlis). Нам, впрочем, придется довольствоваться вокальными данными Лизы Арзамасовой (поправка: в мультфильме поет Ксения Шемякина), но не стоит унывать. В конце концов, мы ведь не оценим и тот факт, что для озвучивания главных героев создатели мультфильма собрали самых известных актеров шотландского и, в крайнем случае, британского происхождения  — Билли Коннолли (король Фергус), Келли Макдональд (принцесса Мерида) и Эмма Томпсон (королева Элинор). Упоминание этих имен здесь не будет излишним, потому что, российская локализация, степень которой в продукции Disney/Pixar растет от раза к разу, на этот раз достигла такого уровня, что даже в финальных титрах фамилии оригинальных голосов героев заменены именами отечественных актеров. То есть в локализованной версии «Храброй» информации об оригинальных голосах просто нет! Этот факт придется принять, как необходимую жертву.

Возвращаясь к картине, стоит отметить её камерность, что после масштабных и переполненных персонажами мультфильмов «История игрушек 3» и «Тачки 2», кажется вполне уместным. В «Храброй» крайне мало излюбленных сценаристами драматичных переключений между персонажей. Как и в случае с роботом Валл-и, например, переключаться просто не на кого  — главная героиня остается в фокусе на протяжении почти всей картины. Безусловно, это вызов, но, нужно отдать должное команде Pixar, им удалось преодолеть опасность превращения истории в набор эпизодов, как это случилось с «Поисками Немо».

Но камерность не означает отсутствие амбиций. «Храбрая сердцем»  — во многом инновационный мультфильм. Джон Лассетер всегда подчеркивает, что вопрос «Какое программное обеспечение вы использовали?» в случае хорошей анимации неуместен, однако не упомянуть о том, что художники Pixar в случае «Храброй» применяли совершенно новую систему персонажной анимации, нельзя. Говорят, что система, получившая название Presto, является чуть ли не самым важным обновлением технического арсенала студии за последние десятилетия. Благодаря инновациям в технологии анимационного производства создатели «Храброй» смогли одеть персонажей в беспрецедентно сложные костюмы из нескольких слоев одежды и аксессуаров.

Традиционно для Pixar впечатляет высочайший уровень персонажной анимации. И речь не только о ловкой принцессе Мериде с ее роскошной рыжей шевелюрой. Мне особо хотелось бы отметить анимацию медведей, причем не столько в случае монстра Морду, сколько в случае медведицы, играющей ключевую роль в истории. Присущая этой медведице грация выходит за рамки марионеточной сущности компьютерной анимации, а реалистичный облик выгодно отличает от ставшей для нее индустриальным стандартом пластиковой фактуры. Впрочем, не менее меня порадовал и ручной ворон таинственной ведьмы, роль, которого, увы, слишком мимолетна. Напротив, трио маленьких братьев Мериды, имена которых запоминать не стоит, меня, скорее пугало, чем радовало. Призванные разряжать атмосферу и привносить в историю комизм братья в своей идентичности, неуемности и, что самое странное и отталкивающее, немоте, на мой взгляд, стали самым слабым местом картины. Мальчишки проказничают и шумят, но остаются посторонними, представляют собой скорее стихийное бедствие, чем часть семьи. И эта отстраненность кажется почти обнаженной на фоне чувственных, доходящих до откровенного конфликта взаимоотношений Мериды с ее родителями. Дистанцию между братьями и другими персонажами могли бы сократить диалоги, но братья упорно хранят молчание, как будто создатели «Храброй» решили сэкономить на их голосах. Впрочем, массовый зритель, скорее всего, примет маленьких озорников такими, какие они есть, и едва ли воспримет их странность как изъян. В конце концов, их роль не так велика.

В целом «Храбрая сердцем»  — это, безусловно, удача, красивое и сильное кино, соединившее в себе таланты Марка Эндрюса со страстностью и самоотдачей Бренды Чэпмен. К слову, 10 июня на большой вечеринке по случаю завершения съемок «Храброй» команда мультфильма, стоя, аплодировала Бренде. И это прекрасно!

Однако ввиду камерности «Храброй», я не уверен, что анимационная лента станет сенсацией нынешнего насыщенного блокбастерами летнего киносезона. Мне кажется, прокатная судьба мультфильма будет во многом сходной с диснеевской сказкой «Рапунцель: Запутанная история», что по меркам студии Pixar можно будет считать умеренным успехом. Тем не менее, всем поклонникам анимации я советую не пропустить этот мультфильм! И не забудьте досмотреть до самого конца финальные титры  — милый финальный гэг по их окончании поставит точку на одном из незакрытых вопросов картины. Счастливого просмотра!

P.S. Ценителям пиксаровской анимации придется постараться, чтобы обнаружить знаменитые пасхальные яйца, которые включаются в каждый пиксаровский мультфильм  — надпись A113 и пикап «Планеты Пицца». Я подозреваю, что последний прячется среди деревянных поделок коварной ведьмы, но разве можно быть уверенным?

Комментарии ()
В меню