О кассовых сборах диснеевских картин

    В этом материале я намерен рассмотреть все аспекты коммерческого успеха (равно как и неудач) диснеевских мультфильмов последних десятилетий. Уверен, что лучше любых слов и таблиц динамику изменений кассовых сборов проиллюстрируют красочные графики. Началом отсчета на них взят 1985 год, и это не случайно. Именно в этом году состоялась премьера "Черного котла", первого диснеевского мультфильма после четырехлетнего (!) перерыва. "Котел" стал 25-ой диснеевской картиной и первой анимационной лентой, выпущенной при новом руководстве компании. Начиная с него, мультфильмы стали появляться относительно регулярно (лишь в 1987 и в 1993 году не вышло ни одной картины).
    Известно, что многие из мультфильмов, снятых после 1985 года, были удостоены повторных прокатов, поэтому нелишне упомянуть, что ниже речь пойдет исключительно об оригинальных релизах. Также обратите внимание, что на графике не отражены достижения "Фантазии 2000", несмотря на то, что картина вполне официально считается 38-ым диснеевским классическим мультфильмом. Просто эта уникальная картина в основном прокатывалась в кинотеатрах формата Imax.
    Итак, собственно динамика кассовых сборов и мои комментарии:

Для просмотра объекта необходимо установить плагин ShockwaveFlash

    На графике прекрасно виден взлет популярности диснеевских мультфильмов четвертого поколения, начавшийся с "Оливера и компании". На своем пике он обернулся колоссальными доходами "Короля-Льва", почти десять лет удерживавшего звание самого кассового мультфильма в истории (без учета инфляции и повторных прокатов, разумеется). Виден и закат Второго золотого века диснеевской анимации, начавшийся после "Тарзана". Именно тогда компанию Disney стали преследовать коммерческие неудачи. Многие считают, что упадок начался раньше, однако это, скорее всего, не так. Ведь, несмотря на то, что ни "Горбун из Нотр Дама", ни "Геркулес" не оправдали завышенных ожиданий критиков и руководства студии Disney, они все равно были успешны.
    Финальные показатели кассовых сборов - это самый яркий показатель коммерческого успеха, однако для серьезного анализа его явно не достаточно. Например, если судить только по кассовым сборам может показаться, что "Похождения императора" прокатывался из рук вон плохо. Однако, это неправда. Из всех последних мультфильмов (и не только диснеевских) "Император" добился чуть ли не самого большого признания! Как это может быть? Чтобы понять это достаточно оценить другие параметры кинопрокатов.
    Так немаловажным показателем кассового успеха мультфильмов являются их, так называемые, "ноги в прокате". Когда мультфильм пользуется необычно стабильным успехом, говорят: "Он показал неплохие ноги в прокате!" Существует и количественная характеристика этого показателя. Мультипликатор отношения окончательной суммы кассовых сборов к значению стартового уик-энда [широкого проката] не самая объективная оценка, к тому же еще и усредненная. Однако, "ноги в прокате" характеризуются ею легче всего. Следующий график иллюстрирует значения этого показателя для диснеевских мультфильмов.

Для просмотра объекта необходимо установить плагин ShockwaveFlash

    Видно, что "Похождения императора" добился невозможного! Во времена, когда кинопрокаты так стремительны, что многие картины исчезают с большинства киноэкранов буквально за несколько недель, мультфильм Марка Диндала может похвастать самым высоким мультипликатором и в итоге самым замечательным прокатом. В конце 2000 года руководство Disney не ждало от этой анимационной ленты ничего, кроме провала. Поэтому раскрутка "Императора" получилась относительно слабая. И старт оказался на редкость скромным - всего $9,8 млн за первый уик-энд. Казалось бы, неудача налицо. Однако, после восторженных отзывов как критики, так и зрительской аудитории сборы неожиданно пошли в рост! Рекламная кампания и поддержка мультфильма были усилены. Помогли и рождественские праздники. В результате окончательные сборы неожиданно составили солидные $89,3 млн.
    С другой стороны на графике видно, что у "Атлантиды" и "Лило и Стич" мультипликаторы абсолютно равные! При этом "Атлантида" считается провальным мультфильмов, а "Стич" успешным. Разница в кассовых сборах объясняется различиями в стартовых показателях. "Лило и Стич" стартовал куда лучше "Атлантиды", но интерес к этим двум мультфильмам угасал одинаково быстро (что, впрочем, нормально для насыщенного кинопремьерами летнего времени).
    А почему такие высокие значения мультипликаторов у мультфильмов конца 80-х годов? Есть три основных объяснения. Во-первых, конечно же, качество мультфильмов тех лет. "Русалочка", "Красавица" и "Аладдин" определенно достигли максимально широкой аудитории, тронули сердца не только детей, но и людей, никогда не воспринимавших мультфильмы всерьез. Во-вторых, свою роль сыграло время выхода этих мультфильмов - канун Дня благодарения, плавно переходящий в рождественские каникулы. Успехи таких мультфильмов Дона Блата, как "Американский хвост"(1986) и "Земля до начала времен"(1988), показали всю выгоду выпуска анимационных картин именно в это время года. Руководство Disney не преминуло воспользоваться этим уроком. Наконец, кроме благоприятного времени релиза, на значения мультипликаторов отразилась необычная прокатная политика.
    "Оливер и компания", "Русалочка", "Красавица" и "Аладдин" начинали свой прокат скромно. Так "Оливер" стартовал всего лишь в 950 кинотеатрах! Одновременно с ним на экранах появилась и "Земля до начала времен", но, будучи фаворитом, та прокатывалась в почти 1400 кинотеатрах (разумеется, число копий было еще больше). По мере угасания интереса к "Земле", прокат "Оливера" расширялся. Лишь спустя несколько недель он достиг своего апогея - порядка 1500 кинотеатров! Логично, что львиная доля кассовых сборов была собрана не на старте, а в течение нескольких месяцев проката. В случае следующих лент история повторилась. Дисневский прокатчик Buena Vista словно приценивался к новым мультфильмам, пытаясь понять их кассовый потенциал. Это свидетельствует о неуверенности в успехе этих лент. Лишь после первых успехов мультфильмы получали полноценную раскрутку. Только для "Короля-Льва" политика была изменена. Релиз был перенесен на лето и состоялся сразу в 2500 кинотеатрах (не считая пары недель предварительных эксклюзивных показов).
    Между прочим, масштаб прокатов легко оценить на графике максимального числа кинотеатров, одновременно прокатывавших тот или иной мультфильм:

Для просмотра объекта необходимо установить плагин ShockwaveFlash

    Во второй половине 90-х годов и по сей день политика постепенного расширения проката не применялась. Мультфильмы выпускаются сразу в максимальном числе кинозалов. При этом преследуется единственная цель - сорвать максимальный куш в самом начале проката. И это разумно, учитывая сумасшедшие затраты на производство и раскрутку продукции.

В меню