Распечатано с «Сайта о про-диснеевской анимации» — www.prodisney.ru«Три богатыря» в цифрах

В течение последнего десятилетия наша страна играет уникальную роль последнего бастиона про-диснеевской анимации (классической рисованной, если угодно). Если в США, например, про-диснеевские мультфильмы стали невероятной редкостью, то у нас в этот период они продолжали появляться с завидной регулярностью. Не столько от любви к данной форме анимации, сколько из-за невероятного коммерческого успеха фильмов о похождениях легендарных древнерусских богатырей Алёши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца от петербуржской анимационной студии «Мельница».

Когда в декабре 2004 года появилась первая картина цикла — «Алёша Попович и Тугарин Змей», на «Мельнице» уже шла работа над вторым фильмом, посвящённом Добрыне Никитичу, и планировался «Илья Муромец». Проект о совместных приключениях богатырей на тот момент рассматривался, лишь как вероятный. Но, очевидно, ни у кого и в мыслях не было, что придёт время восьмого и даже девятого фильмов! Всё изменило зрительское признание:


Количество проданных билетов в кино

Алеша Попович и Тугарин Змей
623
Добрыня Никитич и Змей Горыныч
1189
Илья Муромец и Соловей Разбойник
1877
Три богатыря и Шамаханская царица
3340
Три богатыря на дальних берегах
4093
Три богатыря. Ход конём
4206
Три богатыря и Морской царь
3706
Три богатыря и Принцесса Египта
3753
 
Продажи билетов в тысячах штук (в СНГ)

Взрывной рост продаж билетов, наблюдавшийся в случае первых богатырских фильмов, можно при желании объяснить бурным развитием кинобизнеса России. Достаточно сказать, что по количеству кинотеатральных площадок фильм «Три богатыря. Ход конём» на порядок превзошёл «Алёшу Поповича». Были и другие конъюнктурные факторы, например, повышенная посещаемость кинотеатров в период зимних школьных каникул. Но работали также узнаваемость картинки и доверие к бренду. Через год после «Шамаханской царицы» на экранах России появился мультфильм «Иван Царевич и Серый Волк», снятый на студии «Мельница» в про-диснеевской манере, но не имеющий отношения к богатырскому циклу. Картина показала превосходные для оригинального мультфильма результаты — на его сеансы было продано почти 3,8 миллиона билетов. Скорее всего, такие же результаты показал бы и богатырский мультфильм, появись он вместо «Ивана Царевича». Когда темпы развития кинобизнеса замедлились, спрос на богатырей тоже перестал существенно меняться. Стоит отдельно упомянуть, что в дни зимних школьных каникул 2017 года во многих регионах России установилась экстремально морозная погода, что не могло не повлиять на результаты выступления «Морского царя».

Многие мультфильмы из циклов «Три богатыря» и «Иван Царевич и Серый Волк» признавались одними из самых прибыльных отечественных кинопроектов, однако в абсолютных цифрах добивались лишь половины успеха самых популярных образцов западной анимации. В настоящее время по-настоящему успешные зарубежные мультфильмы привлекают по 7,5 миллионов зрителей и более. Такие цифры недостижимы для «Трёх богатырей». Для изменения ситуации «Мельнице» и её продюсерам нужно либо искать способы расширить состав аудитории, либо выпускать мультфильмы чуть реже и превращать каждый релиз в важное, громкое событие. И тут уместно посмотреть, как часто выпускались мультфильмы богатырского цикла:


Время ожидания выхода очередного фильма

Алеша Попович
Добрыня Никитич
448
Илья Муромец
652
Шамаханская царица
1098
На дальних берегах
728
Ход конём
735
Морской царь
731
Принцесса Египта
361
 
Количество дней, прошедших с релиза предыдущего фильма цикла

Датами релизов считаю дни появления мультфильмов в широком прокате (хотя дистрибьютор «Наше кино» практикует предварительные показы в ограниченном числе кинотеатров). Хорошо видно, насколько скоро появился «Добрыня Никитич». На его производство было выделено примерно такое же количество времени (и примерно тот же бюджет), что и в случае «Алёши». Одновременно выросла планка производственных ценностей мультфильма, что, очевидно, грозило цейтнотом. Поэтому для завершения производства в срок «Мельница» воспользовалась помощью студии «Аргус». В случае «Ильи Муромца» сложность задачи выросла ещё больше, но и надежды на мультфильм возлагались немалые. Поэтому картине предоставили более щедрый производственный бюджет и не 14, а 25 месяцев на производство. Работа над «Шамаханской царицей» была начата, судя по всему, лишь через год после завершения создания «Ильи Муромца», зато на производство было выделено также не менее двух лет. Последующие фильмы буквально встали на поток и снимались в том же темпе, что и «Шамаханская царица».

Нет сомнений в том, что люди, принимающие решения о будущем «Мельницы», пока не готовы уменьшать частоту выпуска богатырских фильмов. Девятая лента цикла «Три богатыря и Наследница» сейчас находится в работе, а восьмая, «Три богатыря и Принцесса Египта», вышла в прокат спустя всего 361 (!) день после «Морского царя». Незадолго до релиза «Принцессы Египта» я предположил, что анимационная лента выступит чуть успешнее предыдущей и может быть даже станет [формально] самой популярной лентой цикла, ведь в свете новогоднего релиза идея выбрать временем действия Новый год выглядит очень выигрышно. На самом деле мультфильм с трудом превзошёл показатель «Морского царя».


В богатырском цикле присутствуют примеры эксплуатации национальных стереотипов, особенно карикатурные по отношению к азиатам.

Производственные ценности картин из цикла «Три богатыря» я считаю малосущественным фактором успеха. Признаем честно, по-настоящему выдающихся богатырских фильмов «Мельница» так и не сняла. Для всего цикла характерны драматургическая слабость, сомнительный юмор, откровенное пренебрежение историческим и культурным контекстом (мол речь про выдуманные страны и народы), а также отсутствие вкуса во всём, что касается визуального ряда и музыки. И всё же богатырей знают, любят, ждут! Когда-то в отзыве на «Алёшу Поповича» я писал, что создатели мультфильма явно не претендовали на нетленность. Однако, сейчас «Алёша» — это почти классика! Не мытьём, так катаньем, откровенно любительские сценарии (которые, как известно, пишутся под диктовку продюсера студии) по мере накопления фильмотеки всё больше и больше выглядят своего рода особенностью или даже фишкой, если хотите. Их сюжеты могут быть «высосанными из пальца», но, надо признать, они достаточно разнообразны, чтобы избежать обвинений в следовании какой-либо формуле. Правило «взбалмошный герой (Князь Киевский и/или говорящий конь Юлий Цезарь) нарушает порядок вещей, а честный герой (богатыри) этот порядок восстанавливает» не в счёт, так как оно характерно для очень многих сериалов без сквозной сюжетной линии. Откровенный сюжетный повтор в цикле всего один — тема азартных игр в «Ходе конём», ранее уже обыгранная в «Добрыне Никитиче», но многие готовы простить этот манёвр за расширение роли Дуба, ранее эпизодического персонажа, чуть ли не до ведущей. Нравится это кому-то или нет, но «Три богатыря» вошли в число народных кумиров. Уже много лет я провожу аналогию между богатырскими мультфильмами и анимационными экранизациями комиксов о приключениях Астерикса и Обеликса. По-моему, такая аналогия снимает c «Мельницы» любые обвинения в зацикленности на своей франшизе.

Большое количество фильмов даёт уникальную для рисованной анимации возможность произвести анализ цикла по ряду общих для всех фильмов характеристик, важных и не очень. Даже не являясь большим поклонником «Трёх богатырей», я решил воспользоваться такой возможностью. В меру сил, разумеется. Поэтому в первую очередь взялся за то, что легко поддаётся измерению (коммерческий успех, численность создателей, продолжительность), но также исследовал такой важный показатель, как степень участия Алёши, Добрыни и Ильи в каждом из сюжетов. По аналогии со временем нахождения актёра на театральной сцене по отношению ко всему спектаклю, степень участия богатырей я измерял по доле зримого (или незримого) присутствия. В противовес богатырям, точно так же я оценил роли Князя Киевского и коня Юлия.


Доля сцен с присутствием главных героев
относительно всего действия (в процентах)

Алеша Попович
 
80
 
7
 
72
Добрыня Никитич
 
61
 
20
0
Илья Муромец
 
51
 
56
0
Шамаханская царица
 
51
 
37
 
38
На дальних берегах
 
47
 
30
 
35
Ход конём
 
45
 
48
 
51
Морской царь
 
38
 
31
 
31
Принцесса Египта
 
55
 
34
 
34
 
Богатыри
 
Князь Киевский
 
Конь Юлий

Конечно же, присутствие персонажа в сцене не подразумевает, что персонаж обязательно занимался чем-то важным и вообще хоть чем-то был занят. Совсем не обязательно. Кроме того, в случае «Трёх богатырей на дальних берегах» в зачёт богатырям я включил и активность их дублей. А получившиеся цифры можно использовать для поиска тенденций в развитии цикла. Легко видеть главную тенденцию — вплоть до «Принцессы Египта» богатыри от фильма к фильму сокращали своё участие в происходящем на экране. В «Илье Муромце» Князь Киевский присутствует на экране дольше, чем титульный персонаж, а в «Ходе конём» по времени присутствия богатырей превосходит не только Князь, но и конь Юлий. Особо отличился «Морской царь» — в этой картине ни один из главных героев не претендует на присутствие хотя бы в половине действия. Это хорошо соотносится с наличием в фильме множества сюжетных линий, конкурирующих за внимание зрителя.

Далее уместно рассмотреть ситуацию с общей продолжительностью мультфильмов богатырского цикла:


Продолжительность богатырских фильмов

Алеша Попович
76,5
Добрыня Никитич
64,5
Илья Муромец
77
Шамаханская царица
73,5
На дальних берегах
66,5
Ход конём
71
Морской царь
72
Принцесса Египта
67,5
 
Продолжительность в минутах

Приведены реальные продолжительности с момента появления содержательной картинки и до финальных титров. Следует отметить, что по меркам современной анимации богатырские мультфильмы довольно короткие. Удивительно, но одним из самых продолжительных всё ещё остаётся скромный «Алёша Попович». В разгар напряжённого и торопливого производства этого мультфильма не единожды заявлялось о плане снять 72-минутную ленту, но в реальности получилось почти на пять минут больше. Более амбициозный «Добрыня», напротив, самый короткий фильм в цикле. Особняком также держится пятый фильм серии — «Три богатыря на дальних берегах», обычно считающийся самым проходным. Почему он короче других? Может быть, мы чего-то не знаем об этой картине? Пользуясь возможностью поговорить о хронометраже, давайте дополнительно сравним длину вступительных эпизодов мультфильмов.


Продолжительность вступительных частей (до объявления названия)

Алеша Попович
0.83
Добрыня Никитич
4.66
Илья Муромец
4.16
Шамаханская царица
5.75
На дальних берегах
5
Ход конём
3
Морской царь
3.83
Принцесса Египта
1.66
 
Продолжительность пролога в минутах

Начиная с «Добрыни Никитича», все богатырские мультфильмы «Мельницы» сильно задерживают появление нарядного титра с названием мультфильма. При этом чаще всего вступительная часть не пролог и не эпиграф, а начало основной истории с вполне определённым временем и местом действия. Исключениями можно считать фильмы «Принцесса Египта» и (с натяжкой) «Шамаханская царица». Декоративная по своей сути (то есть не имеющая никаких титров с упоминанием фамилий создателей) особенность стала традицией цикла, но слишком уж формальной, для галочки. При этом продолжительность вступительной части, на мой вкус, меняется хаотично. А может так и должно быть?

В декабре 2004 года режиссёр мультфильма «Алёша Попович и Тугарин Змей» Константин Бронзит оказал честь Форуму о про-диснеевской анимации, непосредственно пообщавшись с его участниками. И когда мы посетовали на качество контурных линий в мультфильме, согласился с существованием проблемы: «Дайте нам лет пять, и контур станет лучше». Гораздо раньше, чем через пять лет, уже на производстве «Ильи Муромца» «Мельница» не просто улучшила качество контура, а стала широко использовать графические планшеты для создания так называемого художественного контура (в избранных сценах). Художественный эффект такого контура заметно оттеняется «художественным эффектом» теней, призванных в свою очередь компенсировать слабость рисунка персонажной анимации. Как бы там ни было, это был прогресс! Стоит сравнить крупный план из «Алеши Поповича» с подобным из «Шамаханской царицы», для которой ранее созданных героев смоделировали со всех возможных ракурсов, чтобы вооружить прорисовщиков шаблонами на все случаи жизни.

Сроки производства, метраж анимации, сложность прорисовки должны так или иначе сказываться на численности художников, занятых на производстве полнометражного мультфильма. Из финальных титров богатырских мультфильмов можно выбрать достаточно информации для составления хотя бы примерного представления о масштабах производства. Ниже представлены численности представителей трёх специальностей: аниматоров, прорисовщиков и декораторов. Мне кажется, выборка именно этих специальностей достаточно показательная, чтобы делать выводы о масштабе производств. Абсолютную точность подсчётов не гарантирую, но я старался. Замечу также, что команда аниматоров «Добрыни Никитича» указана без учёта 12 аниматоров студии «Аргус».


Численность команд аниматоров, прорисовщиков и декораторов

Алеша Попович
54
44
9
Добрыня Никитич
63
45
10
Илья Муромец
61
42
12
Шамаханская царица
54
45
10
На дальних берегах
55
65
16
Ход конём
67
70
25
Морской царь
55
71
17
Принцесса Египта
48
69
22
 
Аниматоры
 
Прорисовщики
 
Декораторы

Сначала стоит осознать абсолютные величины, насколько они велики. Видно, что численность художников трёх специальностей в богатырских фильмах варьировалась от 107 до 162. Это можно было бы соотнести с аналогичными выборками из команд диснеевских мультфильмов начала нулевых («Лило и Стич» — 94, «Планета сокровищ» — 143), если бы не важная разница в рабочих обязанностях. На «Мельнице» прорисовщики занимаются в том числе и чистовой фазовкой (прорисовывают промежуточные фазы движений), а на студии Disney фазовкой занимались специальные люди. При этом в первых четырёх богатырских фильмах наблюдается явное превосходство аниматоров над прорисовщиками. На студии Disney, напротив, прорисовщиков было в полтора, а то и в два раза больше, чем аниматоров. Логично предположить, что вплоть до «Трёх богатырей на дальних берегах» «Мельница» экономила на прорисовке, как могла.

Теперь об относительных изменениях. Стоит отметить значительный рост числа художников, ответственных за фоновые декорации. Впрочем, по меркам той же диснеевской анимации их так и не стало слишком много. А вот 67 (!) аниматоров «Хода конём» — выглядят целой армией! Вот только кроме общего числа людей, причастных к персонажной анимации, эта цифра мало что может дать. Если на студии Disney аниматор попадал в титры мультфильма при условии выполнения определённой нормы, то на студии «Мельница», по словам режиссёра Владимира Торопчина, к которому я обратился за консультацией, для этого достаточно и пары сцен. Таким образом, необычно большое число аниматоров не обязательно связано с необычно большим объёмом работы.

Более объективную и удивительную картину являет анализ команд аниматоров по половому признаку.


Соотношение женщин и мужчин в командах аниматоров

Алеша Попович
39
15
Добрыня Никитич
45
18
Илья Муромец
44
17
Шамаханская царица
43
11
На дальних берегах
46
9
Ход конём
57
10
Морской царь
47
8
Принцесса Египта
39
9
 
Аниматоры женского пола
 
Аниматоры мужского пола

Студия «Мельница» это по большей части женская территория. Представительницы прекрасного пола превалируют или выступают на равных с мужчинами на самых разных уровнях ответственности — от прорисовки и заливки до разработки персонажей и раскадровки. Распределение аниматоров богатырских фильмов по половому принципу прекрасно соотносится с такой практикой — женщины тут в большинстве, и в более поздних картинах их доля даже выросла! Для сравнения на студии Disney женщины-аниматоры стали нормальным явлением только в конце 1970-х годов, но даже в нулевых годах 21-го века продолжали оставаться редкостью. Впрочем, в отношении аниматоров женского пола «Мельница» выглядит необычно даже по российским меркам. Так, например, команда аниматоров рисованного мультфильма «Синдбад: Пираты семи штормов» лишь наполовину состояла из женщин (15 из 31). Я не берусь судить, какое влияние на богатырские фильмы оказали хрупкие женские руки. Но, по крайней мере, хотя бы часть этих фильмов нельзя обвинить в отсутствии заметных женских ролей.

О том, насколько эти роли стереотипны, возможно, я подумаю в обозримом будущем, когда подготовлю своё сводное мнение по всем богатырским мультфильмам. А этот материал будет обновляться по мере появления данных о новых фильмах богатырского цикла.