Город героев

Мне не совсем понятна логика компании Disney, заверяющей, что «Город героев» — это её первый мультфильм, снятый по мотивам комиксов Marvel. Разве в своё время она заверяла всех и каждого, что та же «Планета сокровищ» (2002) — это её первый мультфильм, снятый по мотивам творчества Роберта Льюса Стивенсона? А тот же «Тарзан» (1999) — первый диснеевский мультфильм по мотивам творчества Эдгара Райса Берроуза. Я хочу сказать, ведь комиксы Marvel — это не жанр! И не логичнее ли было подчеркивать, что «Город героев» — это первый диснеевский полнометражный мультфильм в жанре супергероического (супергеройского, если угодно) комикса? А то, что в основу анимационной ленты положена одноименная рисованная история от Marvel, это лишь подробность, как и тот факт, что «Город героев» официально не входит в раскрученную «Кинематографическую вселенную Marvel» (серии фильмов «Железный человек», «Первый мститель», «Тор» и так далее).

Не секрет, что американцам исторически близка тема героев, наделенных сверхчеловеческими способностями или взявших на вооружение недоступные для простых обывателей технологии. По ряду причин, определение которых я уступлю кому-нибудь другому, в этой трудолюбивой нации распространена вера в то, что лучшим решением проблем, будь то преступность, война или катастрофа, могли бы стать личные усилия сверхсущества, как правило, склонного к внешней эффектности, принципиально независимого, обычно неподкупного и чаще всего ведущего двойной образ жизни. Конечно, в течение последних десятилетий интерес к супергероям то повышался, то угасал, но в целом, очевидно, что, по крайней мере, в американских комиксах супергерои доминировали. О чем, я считаю, уместно поразмыслить, так это почему, если американцам так близка тема супергероев, студия Уолта Диснея в течение долгих лет её избегала? Не сотрудничала с Marvel или DC Comics и  не пыталась с ними соревноваться? Ну, если не принимать в расчёт диснеевский комикс о «Супер Гуфе» (издается с 1965 года), разумеется.

Было бы очень любопытно увидеть предположения в комментариях к этому тексту. Я же обращу внимание на то, что диснеевская полнометражная анимация — почти ровесница супергероического жанра, и рискну предположить, что, если забыть о личных предпочтениях самого Диснея, которому на годы вперёд хватало классических сюжетов, то причина — в очевидной стереотипности приключений супергероев. Даже в самых замысловатых и наполненных фантастическими перипетиями сюжетах невооруженным глазом видны многочисленные клише. Например, преисполненная пафоса решимость героя, заполучившего сверхспособность, сразу заняться великими свершениями. С другой стороны жанру супергероев исторически не доставало универсальности — аудитория ограничивалась, как возрастными, и территориальными рамками. Достаточно заметить, что в Старом свете супергерои вплоть до самого последнего времени были востребованы намного меньше, чем в Америке. Третьим важным фактором, препятствующим обращению диснеевской анимации к супергероическому жанру, уже после ухода Диснея из жизни, стало неприятие его наследниками каких-либо нарушений заведенных при жизни Уолта традиций.

Но, разумеется, культурный багаж никуда не денешь — в рамках неизбежного обновления коллектива студии знамя диснеевской анимации со временем подхватили художники, выросшие на мультсериалах и комиксах вообще и на подвигах супергероев в частности. Да и сам супергероический жанр эволюционировал в сторону расширения палитры характеров и преодоления приевшихся стереотипов. Было логично рано и поздно найти свидетельства этого влияния в анимационной продукции компании, хотя бы в рамках определенных ниш. Знатоки легко вспомнят ряд эпизодов «Утиных историй» и «Чип и Дэйла», в которых герои становились мстителями в масках, а уж Чёрного плаща, наверное, знают почти все! Однако первый опыт обращения анимационной студии Disney к супергероическому жанру, рассчитанный на самую широкую аудиторию, не оправдал ожиданий, изначально несколько завышенных.

Речь о «Геркулесе» (1997), первом и единственном рисованном диснеевском мультфильме про супергероя, который оказался, по-видимому, чересчур ироничным для почитателей Человека-паука, Тора или Бэтмена. Они были готовы видеть героев несчастными, заблуждающимися, не без слабостей, остроумными или даже злыми, если вспомнить жанровое ответвление, посвященное антигероям, но едва ли смешными! Идея мультфильма о том, что истинным героем становится не тот, кто наделен сверхестественным возможностями, а тот, кто готов жертвовать собой, плохо резонировала с популярными комиксами, да и жанр мультфильма — комедийный эпос — едва ли можно было с ним соотносить.

Второй раз к теме супергероев анимационная студия Disney обратилась в мультфильме «Вольт», который вышел в кинопрокат в 2008 году. Получилось даже менее удачно, чем в случае «Геркулеса», и при этом снова о следовании канонам супергероического жанра не было и речи — главный герой только думал, что наделен сверхспособностями и побеждает карикатурных злодеев в идеализированном мире, а на деле был обычной собакой в обычном мире. Что же, по крайней мере, «Вольт» доказал, что диснеевской анимации «по плечу» натуралистично исполненные сцены действия!

Любопытно, что выход «Вольта» почти совпал с рождением вышеупомянутой «Кинематографической вселенной Marvel» и приобретением компанией Disney одноименного владельца прав на персонажей этой вселенной. Момент для покупки Marvel Entertainment, похоже, был выбран удачно. В нулевые годы супергероический жанр начал переживать (и переживает до сих пор) самый настоящий бум. Определение корней этого бума, наверное, могло бы стать достойной темой для диссертации! Среди же поверхностных причин явления легко видеть как психологические — все эти разговоры про кидалтов (kidult), про вечных детей, про инфантилизм как стиль жизни, так и экономические — львиную долю кинозрителей и киноманов в последние десятилетия составляют уже дети тех, кто и сам не представлял своё детство без комиксов, и кинобизнес, разумеется, равняется на них. Публика, для которой характерны частые походы в кинотеатры, с жадностью проглатывает многочисленные продолжения, пересечения и даже перезапуски супергероических проектов. Надо отдать должное — в рамках бума появилось также множество произведений, с разной степенью успеха глубоко переосмысливающих супергероическую тему. В том числе и в большой анимации, например, снятый на студии Pixar блокбастер «Суперсемейка» (2004). Любопытными, хотя и противоречивыми с точки зрения послания, выглядят мультфильмы 2010 года, посвященные суперзлодеям — «Гадкий я» от Illumination и «Мегамозг» от DreamWorks Animation.

Объединение возможностей медиа-империи Disney с необъятной коллекцией Marvel завершило процесс проникновения супергероического жанра в творчество анимационной студии Disney — задание снять мультфильм по мотивам супергероических комиксов было озвучено вскоре после завершения сделки. Признаюсь, я не испытывал особого энтузиазма от анонса «Города героев». Зачем создавать ещё один супергероический фильм, когда они и так выпускаются с завидной регулярностью? И нужно ли пытаться играть на чужой территории, не имея своих собственных успехов в супергероическом жанре? Однако важно отметить, что выбранный [для экранизации] одним из режиссёров будущего мультфильма Доном Холлом «Город героев» — малоизвестный комикс! И то, что компания Disney оказалась заинтересована именно в его экранизации, давало надежду, что при запуске проекта решающее значение имел не жанр, а история и антураж. Наконец, если верить создателям картины, они с самого начала хотели представить комикс от Marvel в традициях диснеевской анимации.

Что же получилось на выходе? На выходе действительно получился не столько фильм-комикс, сколько совершенно типичный диснеевский мультфильм, во многом перекликающийся с предшественниками, созданными в последнее десятилетие. Мы уже видели юного изобретателя, да ещё и сироту в мультфильме «В гости к Робинсонам». В «Цыплёнке Цыпе» друзьями героя также выступали умники-гики. В «Холодном сердце» ничто не выдавало вполне себе симпатичного персонажа, ставшего на путь зла. А тема самопожертвования, без которой не обошлись развязки «Рапунцель», «Ральфа» и «Холодного сердца», в последнее время стала чуть ли не избитой для диснеевской анимации. Если бы не скромный «Медвежонок Винни и его друзья» (2011), можно было бы подумать, что для Джона Лассетера неприемлемо давать ход очередному проекту до тех пор, пока уровень сентиментальности и драматизма в нём не достигнет определенного порогового значения. Впрочем, если не анализировать, а просто оценивать свои впечатления, не могу не признать, что в «Городе героев» перечисленные элементы выглядят уместно и складно. Мультфильм мне очень понравился!

Рано потерявший родителей юный гений Хиро Хамада не может найти применения своим способностям после окончания школы. Его старший брат Тадаши убеждает мальчика попытаться поступить в Технологический Институт Сан-Франсокио, однако в тот день, когда Хиро это удается, сам погибает при подозрительных обстоятельствах. Хиро становится жертвой депрессии, но ему приходится забыть о ней, столкнувшись с таинственным злодеем, который превратил в оружие пропавшее одновременно со смертью Тадаши изобретение Хиро. В противостоянии с незнакомцем Хиро вынужден рассчитывать на оставшегося от Тадаши медицинского робота Бэймакса, неспособного причинить вред человеку, и на помощь бывших друзей Тадаши, из которых Хиро «сколачивает» команду супергероев.

Кино получилось неожиданно большим, причём едва ли зритель по-настоящему осознает насколько! Студия Disney акцентирует внимание на том, что это самый насыщенный анимационными эффектами мультфильм мастерской и рассыпается в цифрах: до 20 миллионов присутствующих в кадре микроботов, 83 тысячи зданий в Сан-Франсокио, 700 уникальных типажей действующих лиц. А ещё подчеркивает уникальность и реалистичность среды фильма, за визуализацию которой отвечал созданный собственными силами «прорывной» визуализатор Hyperion. Это программное обеспечение для моделирования отражений и рассеивания световых лучей называют «величайшим и самым рискованным вложением в инновации в анимационной истории». Студия даже сомневалась, что инструмент, работа над которым шла параллельно с производством «Города героев», будет готов в срок, а потому долго держала в запасе запасной план визуализации мультфильма доступными на рынке технологиями. Просчётом финального облика картины занимался облачный суперкомпьютер, объединивший в себе 55 тысяч процессорных ядер четырёх географически разнесённых компьютерных центров. Вычислительный комплекс вошёл в число 75 самых мощных суперкомпьютеров мира и за шесть месяцев визуализации «Города героев» он выполнил вычислений больше, чем потребовалось для «Холодного сердца», «Ральфа» и «Рапунцель: Запутанной истории» вместе взятых. Собственно он мог бы полностью визуализировать «Рапунцель» буквально за 10 дней!

Впрочем, очевидно, что мультфильмы нельзя оценивать в категориях миллионов часов вычислений. Ведь загрузка компьютерных мощностей не самоцель, даром, что каждый новый диснеевский компьютерный мультфильм превосходит предыдущий в сложности графики. А говорить о сопутствующем пропорциональном росте производственных ценностей кино, не говоря уже об усилении его художественных достоинств, можно лишь в исключительных случаях. В случае «Города героев» революции нет и, собственно, не ожидалось. Есть определенный прогресс, ставший следствием напряжения сил инженеров и программистов, отбора самых талантливых и перспективных аниматоров мира, а также опыта организации производства, благодаря которому анимационная мастерская Disney который год подряд выпускает очередной блокбастер точно по расписанию. Я не знаю, как измерить этот прогресс, поэтому просто признаю, что «Город героев», самым неожиданным образом смешивающий элементы восточной и западной культур, эпически красивый мультфильм. Несмотря на урбанистический антураж, очень натуральный и органический, объёмный и почти осязаемый. Его роскошные общие планы по реалистичности не уступают натурным игровым съёмкам, но истинное удовольствие доставляют камерные сцены, покоряющие, как правило, выгодной композицией и ясностью того, что происходит на экране даже в случае стремительного действия. Последнее для меня очень важно и, может быть, поэтому кадры бегства Хиро и его брата Тадаши на мотоцикле в начале картины произвели на меня даже большее впечатление, чем, например, трансформации изобретённых Хиро микроботов.

В деталях кино понравилось мне настолько, что даже не знаю, что хвалить в первую очередь. То ли волшебное освещение, то ли выглядящие такими естественными виртуальные декорации, то ли поразительно уютную глубину стереоэффекта — диснеевцы научились расслаивать глубину, усиливая эффект на персонажах переднего плана и приглушая на задниках. В таком окружении мы получаем пусть кажущихся знакомыми со времён «Вольта», где-то виденными, но оттого не менее обаятельно выглядящих героев и шикарную, просто первоклассную персонажную анимацию. И ладно активные (иногда чрезмерно) персонажи, которые оживлены ожидаемо профессионально. Но совершенно другое дело и самое настоящее открытие фильма — это робот Бэймакс, своим дизайном во многом ломающий представление зрителей об искусственных созданиях, а ужимками и реакциями не перестающий удивлять (и смешить, так как в роботе оказался заложен невероятный юмористический потенциал) на протяжении всей истории.

То, что именно Бэймакс является стержнем истории, ни для кого не секрет, ведь компания Disney активно использует его образ в рамках раскрутки мультфильма. В пресс-релизе «Города героев» приводятся слова одного из двух режиссеров картины Криса Уильямса: «Уже на ранних стадиях работы мы решили, что главными для нас станут отношения между Бэймаксом и Хиро, который как-то пытается смириться с потерей брата». После гибели Тадаши Бэймакс остаётся связующим элементом между разлученными братьями, во многом берет на себя ответственность за Хиро, становится ему настоящим другом, но при этом продолжает относиться к этому, как к заданию по минимизации страданий мальчика, о чем постоянно напоминает. Зрителю не дают забыть, что поведение Бэймакса запрограммированное, вызывая тем самым прямые ассоциации с мультфильмом «Стальной гигант» (1999), с игровым блокбастером «Терминатор 2: Судный день» (1991) и, если уж на то пошло, с наследием Айзека Азимова, размышлявшего над темой отношений ребенка и робота-няньки ещё в 1939 году в рассказе «Робби». Разумеется, речь исключительно об ассоциациях, а не о прямых заимствованиях. Дружба Хиро и Бэймакса по-своему уникальна, и я рад, что в диснеевском мультфильме такая сложная и многогранная тема раскрыта настолько достойно!

Куда меньше меня заинтересовала тема собственно супергероев, а именно собранная Хиро команда или, как настаивает российский офис Disney, отряд «Город героев» (в оригинале «Big Hero 6», то есть «Большая героическая шестёрка»). В его состав вошли сам Хиро, Бэймакс, непринужденный весельчак Фред, экстремальная Го-Го Томаго, поборник упорядоченности Васаби и добродушная «химичка» Хани Лемон. Впрочем, за их приключениями и попытками строить из себя героев наблюдать небезынтересно, а иногда и очень смешно.

У «Города героев» есть ещё одна составляющая, которую я не могу обойти. Речь о сверхмиссии картины, заключающейся в создании положительного образа увлеченного наукой умника. Вдоволь насладившись многочисленными сценами действия, юные зрители мультфильма всё равно подспудно впитают тезис, что учиться — это круто! Что наука — это интересно! Создатели мультфильма взяли на вооружение самые последние достижения воспитательских технологий — мотивировать ребенка не негативными последствиями непослушания (как в «Пиноккио»), а позитивными примерами успеха. И здесь нет лукавства! Не так давно мне в руки попал современный англоязычный учебник по физике, красочный и наглядный, насыщенный забавными опытами, отсылками к реальной жизни и понятными образами. Если бы такими были мои школьные учебники, я бы учился с куда большим вдохновением! Интересно наблюдать и за тем, как создатели мультфильма, с одной стороны, решившиеся в очередной раз поэксплуатировать пугающе участившуюся тему потери близкого, с другой стороны подходят к ней предельно тактично и деликатно. Ещё во ремя просмотра подумалось, что тут не обошлось без консультаций детских психологов. И действительно, диснеевский пресс-релиз сообщает, что сценаристы общались с практикующим психологом Мишель Билоттой Смит, которая рассказала, как можно преодолевать душевные травмы и бороться с депрессией. И пусть попытки Бэймакса улучшить моральное состояние Хиро путём тёплых объятий выглядят забавно, понятно, что эти сцены несут в себе наиболее адекватную модель поведения, и успешно разряжают атмосферу. В свое время я обратил внимание, что в мультфильме «В гости к Робинсонам», сиротский приют был представлен исключительно с идеальной стороны. Дети были контактны и приветливы, а персонал заботлив и предельно корректен. «Город героев» продолжает эту линию. Хиро окружён заботой тёти и забавных друзей брата. Никто не кричит на мальчика, не давит, не ущемляет, с ним разговаривают, как с равным и спрашивают, как с равного. Выглядит идеализированно, но, по-моему, лучше такая идеализированная корректность, чем откровенный цинизм мультфильмов типа «Гадкого меня».

Я не вижу серьёзных недочётов в «Городе героев». Ну, разве что тема Сан-Франсокио, вымышленного мегаполиса, сочетающего в себе черты Сан-Франциско и Токио, на мой взгляд, не получила того внимания, какого, несомненно, заслуживала — город так и не стал персонажем мультфильма. Не обошлось и без традиционных для супергероических комиксов и нелепых с точки зрения здравого смысла сценарных ходов. Так гениальный Хиро, вынужденный противостоять злоумышленнику, вооруженному изобретением, которое Хиро же и создал, не догадывается повторить свою собственную работу и создать второй экземпляр изобретения или хотя бы управляющего устройства. Вместо этого он предпочитает собрать команду борцов со злом и сражаться с врагом напролом. В остальном всё прекрасно, но, несмотря на, казалось бы, сплошные плюсы, я бы поостерёгся рекомендовать просмотр «Города героев» совсем уж маленьким зрителям, ведь они могут очень чувствительно воспринять тему потери близких и даже испугаться человека в маске.

20 лет назад крепкий диснеевский мультфильм «Покахонтас» во многом оказался жертвой завышенных ожиданий, так как вышел в прокат после триумфа «Короля Льва». «Город героев», релиз которого в Америке назначен на 7 ноября, находится в похожей ситуации, потому что появляется после того, как «Холодное сердце» добился успеха по всем мыслимым критериям. В американском кинопрокате непотопляемый мюзикл шестнадцать недель не покидал десятку лидеров кассовых сборов, а звуковая дорожка картины стала, чуть ли не единственным музыкальным альбомом, удостоенным в 2014 году платинового статуса (сказывается кризис в музыкальной индустрии). Добиться чего-то соизмеримого очень непросто, даже притом, что с точки зрения сценария новый мультфильм, по-моему, намного удачнее предшественника. «Город» неприкрыто заигрывает с японской культурой, резонно рассчитывая на особенно тёплый прием в Стране восходящего солнца. Но именно там «Холодное сердце» добился своего наибольшего успеха! Из невероятных $870 млн, собранных «Сердцем» за пределами США (в американской копилке у хита $400 млн) около $250 млн было собрано в Японии. К счастью, у «Города» нет ничего общего с «Сердцем», что автоматически избавляет от излишних сравнений и поспешных оценок, даже если успех «Города» окажется относительно скромным. Есть у «Города» и козырь — гарантированная поддержка поклонников супергероического жанра, которая многого стоит! Мультфильм в свою очередь отблагодарит их приятным бонусом — анимация после финальных титров мультфильма воздает дань уважения известной традиции «Кинематографической вселенной Marvel». Хотел бы уточнить, о чём речь, но не чувствую себя в праве разглашать подробности.

Пожалуй, я не прочь сходить на «Город героев» ещё раз!

Распечатано с «Сайта о про-диснеевской анимации» — www.prodisney.ru