16.05.09   Наверху

Я завершаю публикацию текста официального пресс-релиза мультфильма "Вверх" от Disney/Pixar. С предыдущей частью можно ознакомиться здесь

ВСЁ ВЫШЕ, И ВЫШЕ, И ВЫШЕ

Команда специалистов из Pixar штурмует новые высоты

Команда технических специалистов Pixar не раз шла навстречу трудностям, создавая для аниматоров свободу действий, чтобы те могли рассказать историю в нужном стиле и масштабе. "Чуть ли не самой тяжёлой задачей для нас в этом фильме стало создание океана воздушных шаров, который уносит дом Карла в Южную Америку", говорит Стив Мэй, старший технический директор фильма. "Было крайне важно создать на экране правдоподобные воздушные шары. Шары, которые вели бы себя достоверно, хотя сама идея дома, летящего на воздушных шариках, довольно абсурдна. Мы, конечно, не физики, но один из наших специалистов подсчитал, что Карлу понадобилось бы от 20 до 30 миллионов шаров, чтобы поднять свой дом в воздух. Мы же использовали 10 297 шаров в большинстве сцен полёта и 20 622 в сцене отрыва от земли. Из кадра в кадр их число варьируется, в зависимости от ракурса, расстояния и пропорций".

"Число шариков — это только начало", добавляет Мэй. "Все эти тысячи воздушных шаров подчиняются разным физическим силам — подъёмной силе и силе ветра. Очень важно было, чтобы они ещё и взаимодействовали друг с другом. Каждый шарик должен взаимодействовать с 10 000 других шариков. Более того, каждый шарик прикреплён к дому ниткой, и эти нити должны взаимодействовать между собой и с шариками. Все эти объекты, трущиеся и бьющиеся друг об друга — наверное, самая сложная симуляционная система из всех, созданных нами на студии Pixar. У технических специалистов работы было по горло".

Итак, тысячи воздушных шариков несут дом по воздуху; но, как будто этого мало, время от времени к этому дому крепятся персонажи. "Когда я впервые смотрел готовый материал, в какой-то момент я понял, что у меня голова идёт кругом", говорит Мэй. "Значит, тут у нас два персонажа с небывало большим количеством одежды. Каждый персонаж сам по себе непрост, так они ещё и привязаны верёвками к дому, который висит в воздухе на воздушных шариках, и всё это взаимодействует между собой. Чуть заденешь одно — и сдвинется всё остальное".

Мэй и его команда работали также над толпой (собачьей стаей), симуляцией одежды и над созданием водопада, втрое превосходящего по высоте самый высокий водопад в мире (Анхель в Южной Америке).
Должность оператора-постановщика была разделена надвое: уникальный случай в истории Pixar и компьютерной анимации. Патрик Лин был оператором, отвечающим за движения камеры и построение кадра. Жан-Клод Калаш, ветеран Pixar с 13-летним стажем, отвечал за освещение. Работая сообща с режиссёрами и другими членами творческой группы, два оператора придали фильму "Вверх" потрясающий объём, масштабность и увлекательность.

"У Пита было своё видение фильма; он хотел полностью контролировать освещение, как на театральной сцене", говорит Калаш. "Это значит — ярко освещать действие, фокусировать свет на точке, где находятся персонажи, и погружать в темноту те участки, куда зритель смотреть не должен. В фильме, где камера находится в постоянном движении, это сделать очень непросто: каждый кадр надо обрабатывать так, как будто зритель видит происходящее именно в этом ракурсе".

Патрику Лину и его команде достались очень сложные по композиции элементы: персонажи с огромными головами, сцены бегства гигантской птицы от гораздо менее крупных собак, эпические сражения с участием дирижаблей и собак в бипланах. Будучи поклонником классического японского кино, Лин вдохновлялся работами легендарных мастеров — Куросавы (в частности, его фильмом "Жить") и Одзу, которые часто использовали минималистский подход и снимали 50-мм линзой.

"Мы стремились к тому, чтобы камера шла вслед за чувствами персонажей", говорит Лин. "В начале фильма события подводят нас к тому моменту, когда Карл отрезает себя от мира. Мы использовали операторскую технику, чтобы подчеркнуть эту самоизоляцию. Его жизнь замирает в неподвижности — поэтому мы снимали эти сцены простой 50-мм линзой. Даже когда впервые появляется Рассел, дверной косяк разделяет экран надвое, как будто на два мира, в одном из которых находится Карл, а в другом — все остальные. Камера по-настоящему приходит в движение только в тот момент, когда появляются тени воздушных шариков и дом отрывается от земли — так мы пытаемся усилить эмоциональное воздействие сцены".
Больше всего Лину и его команде понравилось работать над финальной схваткой на дирижабле. "По-моему, это лучшая драка стариков в истории кино. Дирижабль против дома. Карл вооружён тростью, а Манц — огромным мечом. В этом эпизоде много ручной камеры, и движение получилось очень и очень динамичным".

ТРЁХМЕРНЫЙ ФОРМАТ — ПЕРВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ PIXAR

Компьютерная анимация получает новое измерение

"Вверх" добавляет новое измерение творчеству Pixar — это первый фильм, который будет выпущен на экраны в формате Disney Digital 3D™. Этот шаг открывает бездну новых возможностей для студии, которая 14 лет назад подарила зрителям первый полнометражный фильм в технике компьютерной анимации.

"Для нас трёхмерный формат — это ещё один карандаш в нашей коробке". ~ Пит Доктер, Режиссёр / Автор сценария

По словам режиссёра Пита Доктера, идею выпустить "Вверх" в трёхмерном формате предложил Джон Лассетер. "Мы создали целый новый отдел", говорит Доктер. "Этот новый отдел занимался тем, что пытался использовать объём как дополнительное средство для изложения истории, в дополнение к тем средствам, которые использовали мы".

"Например, в начале фильма Карл запирается в своём домике, и жизнь его застывает на месте", продолжает Доктер. "Мы хотели вызвать у зрителя небольшую клаустрофобию, поэтому сделали все предметы на экране более плоскими — намеренно убрали объём. Сравните эти сцены с эпизодами в Южной Америке. Там — совершенно другое дело: там нужна широта, зритель должен чувствовать, как ветер дует ему в лицо. Поэтому там мы усилили глубину. Для нас трёхмерный формат — это ещё один карандаш в нашей коробке с карандашами", говорит Доктер.

Боб Уайтхилл, опытный художник по моделированию, пришедший в Pixar пять лет назад, возглавил усилия студии по переводу "Вверх" в формат Disney Digital 3D™. Его должность называлась "супервайзер работ со стереоскопическим эффектом".
"По-моему, "Вверх" — это один из лучших трёхмерных фильмов в истории кино, просто потому что моделирование и композиция в нём на такой высоте", говорит Уайтхилл. "Выбор линз и разработка поз сделаны очень выигрышно, к тому же есть великолепные эпизоды в южноамериканских джунглях, где на переднем плане, вне фокуса, живут своей жизнью листья, кусты и ползучие лианы. Вся эта флора как будто создаёт волшебное окно, через которое мы заглядываем в этот мир и наблюдаем за персонажами".

Работая с создателями фильма, Уайтхилл и его команда разработали "бюджет глубины", чтобы наиболее выгодно и эффективно использовать трёхмерный формат. Формат 3D стал новым визуальным приёмом в арсенале аниматоров, помогающим рассказать историю и вызвать симпатию к персонажам.

ВЫСОКИЕ НОТЫ

Композитор Майкл Джаккино пишет эмоциональный саундтрек

Фильму, в котором есть большое приключение, юмор и сильные чувства, требуется хорошая музыка, поэтому создатели "Вверх" обратились к Майклу Джаккино. Джаккино, один из самых талантливых и разносторонних современных композиторов, уже работал с Pixar на таких популярных картинах, как "Суперсемейка" и "Рататуй". Он дирижировал оркестром на 81-й церемонии вручения премии "Оскар" и сочинил музыку к блокбастерам "Спиди-гонщик" (2008), "Звёздный путь" (2009) и "Затерянный мир" (2009).

"Великолепная музыка к анимационным фильмам Disney научила меня не бояться эмоциональности" ~ Майкл Джаккино, композитор

Главным в работе над музыкой для "Вверх" было сохранить незримое присутствие жены Карла, Элли. Джаккино добился этого, сочинив специальную тему, связанную с этим персонажем. "Элли незримо вдохновляет Карла в течение всего фильма", говорит Доктер. "Чтобы визуально поддерживать эффект её присутствия на экране, мы сделали её как будто бы духом дома. Майкл помог нам восхитительной мелодией, которая исполняется несколько раз в разных тонах: лирическом, комедийном и боевом. Так нам удалось провести Элли через весь фильм".
Джаккино продолжает: "Тема Элли впервые звучит в виде лиричного вальса. Надеюсь, что каждый, кто её слышит, вспоминает дни своей молодости, все глупости, совершённые тогда, или первую любовь. По ходу фильма тема развивается. Она несколько раз меняет тональность и в итоге становится героической". Талант Джаккино раскрывается во всей красе в прекрасной монтажной нарезке в начале фильма, где без единого слова рассказывается вся история жизни и мечтаний Карла и Элли. При помощи монтажа мы проносимся по всем этапам этой жизни, от первых счастливых дней до печального заката.

Работая над музыкой к фильму, Джаккино опирался на свои любимые саундтреки к фильмам прошлых лет — например, к "Вокруг света за 80 дней" или к классическим лентам Disney, вроде "Питера Пэна".

"Великолепная музыка к анимационным фильмам Disney научила меня не бояться эмоциональности", говорит Джаккино. "Легендарные композиторы — такие, как Олли Уоллас и Фрэнк Черчилль — не боялись эмоций, если этого требовал сюжет. Они же помогли мне понять, что сквозные темы — это нормально, что так зритель всегда сможет унести из кинозала какую-нибудь мелодию. Удивительно, до чего талантливы были эти люди! Когда слушаешь их музыку, чувствуешь себя таким маленьким и жалким, а потом хочется работать и работать, чтобы стать лучше".

ОЗВУЧАНИЕ ФИЛЬМА ДЛЯ РОССИЙСКОГО ПРОКАТА

Армен ДжиганханянВ России роль Карла Фредриксена, главного героя мультфильма, озвучивает один из самых знаменитых актеров отечественного театра и кинематографа, Армен Борисович Джигарханян. Он уже сотрудничал с Disney — в мультфильме Disney/Pixar "Тачки" Армен Джигарханян озвучивал умудренного опытом Дока Хадсона.

Российские зрители также знают и любят других мультипликационных персонажей, которые ожили на экране благодаря голосу Армена Джигарханяна — это Волк из мультфильма "Жил-Был пёс", Дядюшка Мокус из мультфильма "Приключения поросёнка Фунтика", и знаменитый одноногий пират Джон Сильвер из "Острова Сокровищ".

В кино и на телевидении Армен Борисович сыграл роли более чем в двухстах фильмах и сериалах, среди которых "Новые приключения Неуловимых", "Корона Российской империи, или Снова Неуловимые", "Следствие ведут знатоки", "Здравствуйте, я Ваша тётя!", "Собака на сене", "Место встречи изменить нельзя", "Дульсинея Тобосская", "Тегеран-43", "Зеленый фургон", "Жизнь Клима Самгина", "Город Зеро" и многие другие.

Других персонажей фильма озвучили следующие актеры:
    РАССЕЛ — ИВАН ЧУВАТКИН
    ДАГ — ВЛАДИМИР ТЯГИЧЕВ
    МАНЦ — ДАЛЬВИН ЩЕРБАКОВ
    АЛЬФА — АЛЕКСАНДР СТЕФАНЦОВ
    ЭЛЛИ — ЕКАТЕРИНА СИБРИНА
    ГОЛОС ДИКТОРА — ИГОРЬ МИРКУРБАНОВ



К новостям 2009 года