30.08.04 О Шреке замолвите слово!

Итак, "Шрек 2" бьет кассовые рекорды (в том числе и в нашей стране), интернет-ресурсы пестрят рецензиями и отзывами о нем, а на форуме "Сайта о про-диснеевской анимации" в последние месяцы этот мультфильм упоминался едва ли не чаще любых других картин. Пришло время и мне высказаться по поводу виновника торжества. Так уж получилось, что в свое время я был одним из немногих, неудовлетворенных "Поисками Немо" от студии Pixar. Частично из-за этого мне довелось прославиться в роли противника 3D анимации. Именно поэтому в первую очередь хочу подчеркнуть, что это отнюдь не так. И то, что "Шрек 2", мягко говоря, тоже не в полной мере оправдал мои ожидания, ничего не меняет.

Но ближе к картине. Начну издалека. Собственно начну с первой части, в которой меня радовало далеко не все. Гадкий, непривлекательный дизайн персонажей, нескрываемая искусственность людей, невнятная мотивация поступков Лорда Фаркуада и отдельные алогичности происходящего, с моей точки зрения не красили оригинальный мультфильм. Но не признать этапность той картины я не мог, так как в целом она вышла мощной, многоуровневой, насыщенной, оригинальной. Логично, что многие кирпичики оригинала (в моем понимании, как плюсы так и минусы) стали фундаментом для продолжения, а многие приемы перекочевали во второй фильм как само собой разумеющееся. Например, кто сказал, что в первом "Шреке" не было отсылок к конкретным фильмам? Разве Фиона не пародировала "Матрицу" (притом, что "Шрек", между прочим, собрал бабок больше, чем "Матрица"!)? Так что неудивительно стремление авторов сиквела продолжить использование отсылок к современным блокбастерам. В принципе, вполне справедливы замечания, что такие отсылки, как, например, намеки на "Человека-паука" или "Властелин колец", были бы более уместны, скажем, в телевизионных "Симпсонах", чем в картине, претендующей на заметное место в истории анимации. Тем более, что подчас в этих визуальных гэгах, кроме собственно ссылки, нет ничего смешного (я уж не говорю "нового"!). Опять же, авторы "Шрека", обещая шутить над классическим сказками, упорно продолжают больше подшучивать над компанией Disney! Однако, именно потому, что такие сцены являются бедой обеих лент, я не хочу и не стану акцентировать на них внимание своей критики "Шрека 2". И без того найдется, что покритиковать, но это потом, а пока следует отдать должное достоинствам третьей компьютерной ленты студии DreamWorks.

Глупо спорить с тем, что продолжение в принципе оказалось во многом достойным оригинала. Невероятная красота декораций, множество сложных и интересных персонажей, поразительное внимание к деталям, обилие остроумных шуток, пародий и просто здорового цинизма не может не внушить уважение к работе талантливых художников и сценаристов. Нельзя не признать, что коллективу создателей мультфильма удалось добиться новых высот в визуальном ряде. Причем особенно впечатляют анимационные эффекты (в которых, впрочем, студия PDI всегда была новатором) и игра персонажей. Бывшие аниматоры про-диснеевской школы, переученные работать с трехмерными персонажами в виртуальном пространстве, составили пятую часть команды аниматоров и доказали, что способны не только работать на равных с опытными компьютерными аниматорами, но и знаково дополнять их. Неспроста уже знакомые персонажи получились еще более выразительными, живыми и доступными, а новые (равно как и преобразившиеся старые) такими по-хорошему "мультяшными". Нельзя также хотя бы словом не обмолвиться о самых последних достижениях компьютерной графики в области моделирования жидкостей, одежды, шерсти, волос и растений.

Однако, как известно, для редкой бочки меда у настоящего критика не найдется большой ложки дегтя. Так и в случае "Шрека 2", несмотря на все его достоинства, не могу не заявить прямо и начистоту: "А король то голый!" Нет! Конечно же, это было бы уже слишком. Скажу мягче, картина пустовата! Сама фабула сюжета изначально хромает. Даже если не обращать внимание на конкретные сценарные несостыковки (несколько неуклюжим, например, выглядит объяснение заточения принцессы в башне), она недалеко ушла от обычного в дешевых диснеевских сиквелах приема, когда уверенные в своей правоте главные герои во второй серии начинают терзаться сомнениями относительно собственной правоты или взгляда на мир. Типичный пример: Тарзан, который вдруг начинает стесняться живущей с ним Джейн, настоящей леди. Право, банальнее может быть только история детей, бунтующих против идеалов своих родителей ("Русалочка 2: Возвращение в море"). Революционная трактовка понятия красоты, превратившая первый "Шрек" в культовое произведение искусства, в продолжении с большим трудом удерживает свои позиции, когда главные герои начинают стесняться своей сущности. И сделано это в угоду развлекательности: авторы мультфильма решили, что нужно еще больше превращений, что ну просто необходимо показать по-настоящему симпатичного Шрека (кстати, технически весьма удачно!) и вернуться к более привлекательному (внешне, разумеется) образу принцессы Фионы. Это нормально в ситуации, когда сиквел снимается лишь из коммерческих побуждений, однако не добавляет очков конечному результату.

Другим объектом для критики стоит выбрать звуковую дорожку. Интересно, что, несмотря на появление в "Шреке 2" поющих персонажей (и делающих это вполне удовлетворительно), в мультфильме, по сравнению с первой частью, стало существенно больше современной музыки коллективов, популярных лишь на данный момент. В отличие от традиционного оркестрового музыкального сопровождения, написанного для обоих "Шреков" Гарри Грегсоном Уильямсом, такая музыка устаревает слишком быстро.

Наконец, очень обидно за Кота в сапогах. Потрясающий и многообещающий, а также прекрасно принимаемый зрителем, персонаж вставлен в картину нарочито искусственно и наигранно. Абсурдно, что Кот практически сразу проникается к Шреку уважением и пиететом. Но, хуже того, далее, за исключением нескольких забавных фраз и кошачьих приколов, Кот просто ПРИСУТСТВУЕТ то в одной сцене, то в другой. Потенциал до конца не раскрыт. Впрочем, по заверениям руководства DreamWorks кошачьи приколы нам еще не один раз покажут в собственном мультфильме Кота в сапогах.

И, тем не менее, снимаю шляпу перед создателями: мультфильм, конечно же, удался, да и чего стоят мелкие субъективные претензии перед фактом небывалого зрительского признания. Этим летом "Шрек 2" стал самым кассовым мультфильмом в истории в абсолютном исчислении и заслужил одобрение от самых привередливых критиков. И, пусть он не войдет в историю наравне с "Белоснежкой", "Королем-Львом" и "Историями игрушек", уж на звание главного события киногода он вполне может претендовать.

Примечание №1. Хочу озвучить наблюдение, из которого пока не спешил бы делать выводы. Интересно, что в финальных титрах обеих серий "Шрека" команда аниматоров получила далеко не самое почетное место (в отличие от диснеевской традиции превращать аниматоров в звезд). Даже дизайнеры цифровых моделей персонажей в титрах перечислены раньше.

Примечание №2. Как мы все знаем, работа над третьей и четвертой частью уже началась. Кто-то пошутил, что в них заранее специально оставят места для очередных отсылок к свежим блокбастерам, которых мы пока, разумеется, не видели.



К новостям 2004 года