Алеша Попович и Тугарин Змей. По следам свежих впечатлений

После просмотра "Алеши Поповича" я не смог удержаться от сравнений с Карликом Носом. К этому просто обязывал тот факт, что "Алеша" - второй полнометражный мультфильм питерской студии "Мельница". Что же, то, что картины воистину разные, видно с первых же кадров. Они разнятся в жанре, в режиссуре, в визуальном ряде и даже в технике. Казалось бы здорово, однако это отнюдь не означает, что "Алеша" существенно лучше "Карлика". Чувства, которые вызывает лента, смешанные и противоречивые, но ясно одно, говорить о переломе в российской коммерческой анимации преждевременно.

Приятно, что "Алеша" не скучный мультфильм, приятно, что зрителю есть над чем улыбнуться, приятно, что это продукт, который в принципе можно купить, но к сожалению картина не взывает к повторному просмотру и не оставляет особого удовлетворения от просмотра. Вряд ли кто-то, увидев мультфильм, скажет: "Как здорово, что я не пропустил эту ленту! Я получил такое удовольствие!" Потому что мало что задевается в душе беспристрастного зрителя. Отказавшись от пафоса, деланной слащавости и наигранной драмы "Карлика", авторы "Алеши" сняли вообщем-то бесчувственную сказку о бессмысленных мытарствах недалеких героев. При этом главная проблема мультфильма — сырой сценарий, наполненный необязательными событиями, необязательными героями и необязательными отношениями. Не хочется говорить прописные истины, но создание по-настоящему остроумного, многогранного, во всех смыслах законченного полнометражного мультфильма требует досконального изучения исходного материала, кропотливой проработки темы и, самое главное, наличия главной идеи! В этом плане, как ни прискорбно, "Алеша Попович и Тугарин Змей" через чур поверхностный фильм, пытающийся играть на необычном подходе к отечественному фольклору, но не сильно в этом преуспевающий.

Что касается технической стороны дела, то, ввиду полного отсутствия у "Алеши" каких-либо амбиций или претензий на качество, критиковать ее [техническую сторону] и уж тем более разбирать по полочкам, разумеется, неблагодарное занятие. Достаточно заметить, что по большому счету нет ни одной причины для того, чтобы смотреть картину, львиная доля анимации в которой выполнена на уровне телевизионной рекламы, именно на большом экране. Ведь лубочный визуальный ряд, отрицающий оркестровку цветов как понятие, ничем не подкрепляет сюжет, а нередкий производственный брак ему лишь мешает. Создатели "Алеши", не претендуя на нетленность, сделали ставку на скромность проекта, и во многом это оказалось оправданным, ведь, по крайней мере, мультфильм несомненно окупится. Но не переусердствовали ли они в этом?

Краткий итог: "Алеша Попович" смотрибельный продукт для видео, но не кинопроката.

Дополнительные материалы по теме:

Интервью с Максимом Свешниковым, автором оригинального сценария "Алеши Поповича"

Оригинальный сценарий "Алеши Поповича" от Максима Свешников

В меню