После просмотра «Алеши Поповича» я не смог удержаться от сравнений с «Карликом Носом». К этому просто обязывал тот факт, что «Алеша» — второй полнометражный мультфильм питерской студии «Мельница». Что же, то, что картины воистину разные, видно с первых же кадров. Они разнятся в жанре, в режиссуре, в визуальном ряде и даже в технике. Казалось бы здорово, однако это отнюдь не означает, что «Алеша» существенно лучше «Карлика». Чувства, которые вызывает лента, смешанные и противоречивые, но ясно одно, говорить о переломе в российской коммерческой анимации преждевременно.

Приятно, что «Алеша» не скучный мультфильм, приятно, что зрителю есть над чем улыбнуться, приятно, что это продукт, который в принципе можно купить, но к сожалению картина не взывает к повторному просмотру и не оставляет особого удовлетворения от просмотра. Вряд ли кто-то, увидев мультфильм, скажет: «Как здорово, что я не пропустил эту ленту! Я получил такое удовольствие!» Потому что мало что задевается в душе беспристрастного зрителя. Отказавшись от пафоса, деланной слащавости и наигранной драмы «Карлика», авторы «Алеши» сняли вообщем-то бесчувственную сказку о бессмысленных мытарствах недалеких героев. При этом главная проблема мультфильма — сырой сценарий, наполненный необязательными событиями, необязательными героями и необязательными отношениями. Не хочется говорить прописные истины, но создание по-настоящему остроумного, многогранного, во всех смыслах законченного полнометражного мультфильма требует досконального изучения исходного материала, кропотливой проработки темы и, самое главное, наличия главной идеи! В этом плане, как ни прискорбно, «Алеша Попович и Тугарин Змей» через чур поверхностный фильм, пытающийся играть на необычном подходе к отечественному фольклору, но не сильно в этом преуспевающий.

Что касается технической стороны дела, то, ввиду полного отсутствия у «Алеши» каких-либо амбиций или претензий на качество, критиковать ее [техническую сторону] и уж тем более разбирать по полочкам, разумеется, неблагодарное занятие. Достаточно заметить, что по большому счету нет ни одной причины для того, чтобы смотреть картину, львиная доля анимации в которой выполнена на уровне телевизионной рекламы, именно на большом экране. Ведь лубочный визуальный ряд, отрицающий оркестровку цветов как понятие, ничем не подкрепляет сюжет, а нередкий производственный брак ему лишь мешает. Создатели «Алеши», не претендуя на нетленность, сделали ставку на скромность проекта, и во многом это оказалось оправданным, ведь, по крайней мере, мультфильм несомненно окупится. Но не переусердствовали ли они в этом?

Краткий итог: «Алеша Попович» смотрибельный продукт для видео, но не кинопроката.

Дополнительные материалы по теме:

Интервью с Максимом Свешниковым, автором оригинального сценария «Алеши Поповича»

Оригинальный сценарий «Алеши Поповича» от Максима Свешников

Комментарии ()
Моя критика