Кассовые успехи компьютерных мультфильмов в сравнении со зрительской активностью

Обновлено 05.03.2007
    В середине первого десятилетия 21 века мы стали свидетелями невероятных кассовых достижений компьютерных трёхмерных мультфильмов. Кассовые сборы в $150-200 млн являются чуть ли не средними достижениями трёхмерных хитов. Воистину, остается лишь удивляться привлекательности для зрителя современных компьютерных мультфильмов. Однако, такое впечатление во многом обманчиво. Нельзя забывать о том, что, например, успех самого первого компьютерного мультфильма "История игрушек" (в Америке - $191,8 млн) был не просто поразительным, но триумфальным! "История игрушек" стала в 1995 году самым кассовым релизом (правда, часть своей кассы картина собрала в повторном прокате в мае 1996 года). Очевидно, что величина кассовых сборов очень относительна и в отрыве от предыстории (или от положения ленты в общих киночартах) даёт малопоказательную оценку успеха. Для объективной оценки степени зрительского одобрения требуется более устойчивая характеристика, нежели поддающаяся девальвации американская валюта.
    В общем случае задача объективной оценки успеха не проста. Так старые ленты могут прокатываться неоднократно, в разные эпохи, в разных экономических ситуациях, в разной степени доступности кинотеатров. Но частная задача оценки успеха компьютерных мультфильмов вполне решаема. Относительная молодость искусства компьютерной графики дает восхитительную возможность практически объективного суждения об успехе мультфильмов на основе проданных билетов в кино. Итак, график сравнения посещаемости и кассовых достижений фильмов в прокате США:

Для просмотра объекта необходимо установить плагин ShockwaveFlash

    На графике приведены все ВАЖНЫЕ американские компьютерные релизы (фильмы типа "Джимми Нейтрона Мальчика Гения" я к таковым не отношу), по которым уже существуют полные данные (я предполагаю периодически дополнять график свежей информацией). К сожалению, данные по проданным билетам на "Историю игрушек" расчитаны лично мною, а потому приблизительны. Остальные использованные цифры взяты из базы European Audiovisual Observatory. График, который лишь на первый взгляд выглядит зеркальным, интерактивен - выбирая с помощью мыши блоки конкретных мультфильмов, можно судить об их достижениях относительно предыдущих и последующих лент.
    Видно, что уже первое десятилетие компьютерных картин существенно повлияло на вес кассовых сборов. Одним из самых ярких примеров несоответствия видимого кассового успеха настоящему положению дел является прокат "Суперсемейки". Шестой мультфильм студии Pixar собрал на $70 млн (или на 36%) больше, чем первый. Казалось бы, очевидный успех! Однако, если исходить из числа проданных билетов, "Суперсемейка" оказалась куда менее популярным фильмом, чем "История игрушек". Впрочем, число зрителей "Истории игрушек" рассчетное, а потому возможна погрешность. Более надежным примером можно считать ситуацию с "Подводной братвой" и "Полярным экспрессом", касса которых практически равна сборам "Приключений Флика", однако количество проданных билетов на 10 млн меньше. Грандиозная разница! Похожее положение вещей с "Корпорацией монстров", которая признана однозначно более успешной, чем "История игрушек 2". Но, если судить по количеству проданных в США билетов, это не так.
    Возникает закономерный вопрос. Насколько абсолютно достижение второго "Шрека", который в 2004 году собрал колоссальную сумму в $436 млн? Однозначно можно сказать лишь одно - среди компьютерных лент его успех выдающийся, рекордный и абсолютный. А что касается мультфильмов вообще, то здесь не всё так однозначно. Согласно расчётам, на диснеевский мультфильм "Король-Лев" в США было продано свыше 85 млн билетов! Комментариев не требуется.

В меню